03.com.ua- свободная медицинская энциклопедия. Каждый зарегистрированый участник может редактировать статьи
Спираль (авиационно-космическая система): различия между версиями
Root (обсуждение | вклад) м (1 версий) |
|
(нет различий)
|
Текущая версия на 22:25, 14 октября 2007
Шаблон:Другие значения Авиационно-космическая система «Спираль» состояла из орбитального самолета, который должен был выводиться в космос, гиперзвуковым самолетом-разгонщиком, с которого орбитальный самолет должен был стартовать.
Проект Спираль был ответом на программу создания США космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar».
И в США, и СССР эти программы были свернуты на разных стадиях разработки.
Руководителем проекта «Спираль» был Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Летом 1966 года в конструкторском бюро ОКБ-155 А. И. Микояна, в котором работал Лозино-Лозинский, начались разработки орбитального самолета.
Орбитальный самолет представлял собой летательный аппарат со стреловидными крыльями, имеющими отклоняющиеся верх консоли крыла, для изменения поперечного угла атаки. При спуске с орбиты самолет самобалансировался на разных участках спуска. Фюзеляж был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной оперенной треугольной формой в плане.
Теплозащита была выполнена с применением плакированных пластин, то есть покрытого методом горячей прокатки поверхности материала слоем металла. В данном случае был ниобиевый сплав с покрытием дисилицидом молибдена. Температура поверхности носовой части фюзеляжа на разных стадиях спуска с орбиты могла достигать максимум 1600 градусов Цельсия.
Двигательная установка состояла из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) орбитального маневрирования, двух аварийных тормозных ЖРД с вытеснительной системой подачи компонентов топлива на сжатом гелии, блока ориентации, состоящего из 6 двигателей грубой ориентации и 10 двигателей точной ориентации с тягой; Турбореактивный двигатель для полета на дозвуковых скоростях и посадке, работающий на керосине.
Для спасения пилота в случае аварии предусматривалась отделяемая кабина в виде капсулы с собственными пороховыми двигателями для отстрела от самолета на всех этапах его движения от старта до посадки, а также с управляющими двигателями для входа в плотные слои атмосферы.
Разработаны орбитальные самолеты:
- фото- и радиоразведчики;
- для поражения авианосцев, имеющие ракеты с ядерной боеголовкой и системой наведения со спутника;
- перехватчики космических целей в двух вариантах. Первый вариант для фотографирования и передачи фотографий по каналам связи, второй для поражения цели.
В ходе разаработок был создан сначала проект 105-11 «Спираль» самолета-аналога, затем проект «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт), для демонстрации реализуемости проекта.
За 15 лет до американской программы шаттла в рамках проекта «Спираль» велись разработки жаростойких теплозащитных материалов «типа пенокерамик», что отражено в документе 1966 года.[1]. Это произошло за 16 лет до первого испытания советских кварцевых плиток на БОРе-4, до полета Бурана оставалось еще долгих 22 года.
Работы по созданию, прерванные в 1969 году были возобновлены в 1974 году. В 1976—1978 годах было проведено 8 тестовых полётов, во время которых аппарат ни разу не летал в космос. Работы над «Спиралью» были окончательно прерваны после старта разработки более современного и перспективного «Бурана».
В данное время аппарат можно видеть в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино.
См. также
Ссылки
da:MiG-105 de:Mikojan-Gurewitsch MiG-105 en:Mikoyan-Gurevich MiG-105 es:Spiral no:Spiral (romfly) vi:Mikoyan-Gurevich MiG-105