03.com.ua- свободная медицинская энциклопедия. Каждый зарегистрированый участник может редактировать статьи

Спираль (авиационно-космическая система)

Материал из 03.com.ua.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:MiG-105-11a.JPG
Орбитальный самолет «Спираль» в авиамузее в Монино.

Шаблон:Другие значения Авиационно-космическая система «Спираль» состояла из орбитального самолета, который должен был выводиться в космос, гиперзвуковым самолетом-разгонщиком, с которого орбитальный самолет должен был стартовать.

Проект Спираль был ответом на программу создания США космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar».

И в США, и СССР эти программы были свернуты на разных стадиях разработки.

Руководителем проекта «Спираль» был Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Летом 1966 года в конструкторском бюро ОКБ-155 А. И. Микояна, в котором работал Лозино-Лозинский, начались разработки орбитального самолета.

Орбитальный самолет представлял собой летательный аппарат со стреловидными крыльями, имеющими отклоняющиеся верх консоли крыла, для изменения поперечного угла атаки. При спуске с орбиты самолет самобалансировался на разных участках спуска. Фюзеляж был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной оперенной треугольной формой в плане.

Теплозащита была выполнена с применением плакированных пластин, то есть покрытого методом горячей прокатки поверхности материала слоем металла. В данном случае был ниобиевый сплав с покрытием дисилицидом молибдена. Температура поверхности носовой части фюзеляжа на разных стадиях спуска с орбиты могла достигать максимум 1600 градусов Цельсия.

Двигательная установка состояла из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) орбитального маневрирования, двух аварийных тормозных ЖРД с вытеснительной системой подачи компонентов топлива на сжатом гелии, блока ориентации, состоящего из 6 двигателей грубой ориентации и 10 двигателей точной ориентации с тягой; Турбореактивный двигатель для полета на дозвуковых скоростях и посадке, работающий на керосине.

Для спасения пилота в случае аварии предусматривалась отделяемая кабина в виде капсулы с собственными пороховыми двигателями для отстрела от самолета на всех этапах его движения от старта до посадки, а также с управляющими двигателями для входа в плотные слои атмосферы.

Разработаны орбитальные самолеты:

  • фото- и радиоразведчики;
  • для поражения авианосцев, имеющие ракеты с ядерной боеголовкой и системой наведения со спутника;
  • перехватчики космических целей в двух вариантах. Первый вариант для фотографирования и передачи фотографий по каналам связи, второй для поражения цели.

В ходе разаработок был создан сначала проект 105-11 «Спираль» самолета-аналога, затем проект «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт), для демонстрации реализуемости проекта.

За 15 лет до американской программы шаттла в рамках проекта «Спираль» велись разработки жаростойких теплозащитных материалов «типа пенокерамик», что отражено в документе 1966 года.[1]. Это произошло за 16 лет до первого испытания советских кварцевых плиток на БОРе-4, до полета Бурана оставалось еще долгих 22 года.

Работы по созданию, прерванные в 1969 году были возобновлены в 1974 году. В 19761978 годах было проведено 8 тестовых полётов, во время которых аппарат ни разу не летал в космос. Работы над «Спиралью» были окончательно прерваны после старта разработки более современного и перспективного «Бурана».

В данное время аппарат можно видеть в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино.

См. также

Ссылки

Шаблон:Заготовка

da:MiG-105 de:Mikojan-Gurewitsch MiG-105 en:Mikoyan-Gurevich MiG-105 es:Spiral no:Spiral (romfly) vi:Mikoyan-Gurevich MiG-105