03.com.ua- свободная медицинская энциклопедия. Каждый зарегистрированый участник может редактировать статьи

Эпатаж

Материал из 03.com.ua.
Версия от 19:31, 28 октября 2007; Root (обсуждение | вклад) (1 версий)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Шаблон:TOC-Right

Эпата́ж (Шаблон:Lang-fr) — скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, а также иногда рассматриваемое обществом как предосудительное и недопустимое.

Термин «эпатаж» происходит от глагола e’pater — ошеломлять, приводить в изумление. Буквальное значение — «отколоть ножку рюмки, лишить ноги» (Шаблон:Lang-fr — «лапа»), что значит выбить землю из-под ног, перевернуть всё с ног на голову.

Эпатаж может проявляться не столько в поведении человека, сколько в его творчестве или общественной деятельности, которые радикально нарушают существующие обычаи, каноны, нормы. С приходом модернизма эпатаж вошел в искусство как неотъемлемый элемент. Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа широко используется в рекламе и маркетинге.

Социокультурный феномен эпатажа

Рогалева Е. А., ассистент кафедры социологии и политологии Самарского госуниверситета в своей работе «Эпатаж в ХХ веке. Теория игры в анализе эпатажа» утверждает, что «традиционно феномен эпатажа рассматривался гуманитариями в контексте изучения личной жизни индивида, в жанре исторической биографии, когда анализу подвергался сам факт выхода за пределы нормы, исследовалась сама норма, подчас с позиций либо психологического, либо юридического подходов. В качестве феномена социальной жизни конца ХХ века, явления, имеющего глубокие социокультурные основания, эпатаж до сих пор не изучался».

Автор выражает убеждение, что эпатаж можно рассматривать с позиций игры, которая, в отличие от девиантного поведения, ломающего норму, позволяет не разрушать, а созидать, так как игра создает порядок за пределами пространства повседневной жизни.

Эпатаж в поведении и творчестве

В искусстве

Эпатаж как неотъемлемый компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это еще куда ни шло, будущее-то все равно заказано? А нам все это ни к чему! Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы!».

Похожие настроения выражал Г. Гросс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».

Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.

Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретенную им классификацию «разновидностей пуков».

В России шокирующими перформансами известны художник-авангардист Олег Кулик, в обнаженном виде кусавший за ноги посетителей своих выставок в образе собаки,<ref>На ярмарке «Арт Москва» — все благопристойно, как у людей // NewsRu.Com, 24 апреля, 2002</ref> а также художник Владислав Мамышев-Монро, появлявшийся на публике и на телевидении в образах Мерилин Монро, Любови Орловой, Аллы Пугачёвой и др.<ref>Влад Монро // Gay.Ru</ref>

В литературе

Писатель Владимир Сорокин, по словам критиков, «знаменит своим эпатажем» в современной российской литературе.<ref>Александр Генис. Страшный сон</ref> Автор шокирует читателя появлением в своих произведениях «какашек, изощренного порно и глумления над святынями».<ref>Дмитрий Бавильский. Полтинник Сорокина // Vz.ru, 10 августа 2005</ref>

Другим писателем, ошеломляющим публику своими произведениями, является Виктор Пелевин. Его творчество, воплощающее в себе смесь вымысла и реальности, было названо критиками как «постсоветский сюрреализм».<ref>Эндрю Мейер. Постсоветский сюрреализм // «Time», 1999</ref> «Ауре мистики» вокруг его имени способствует отказ писателя фотографироваться и давать интервью прессе. Некоторые критики считают, что в «во всем этом эпатаже [автора] нет ни страсти, ни дерзости, ни лирического (пусть хулиганского) самовыражения — одна лишь игра холодного ума, зачастую весьма изощренная».<ref>Эдуард Русаков. Рецензия на книгу В. Пелевина «ДПП (NN)»</ref>

К числу наиболее талантливых современных российских авторов, склонных к эпатажу и шокирующим публику жестам и поступкам, можно также причислить: Эдуарда Лимонова, Ярослава Могутина, Марусю Климову, Илью Масодова, Шиша Брянского, Михаила Вербицкого.

В музыке

В России эпатажным творчеством известен музыкант и композитор Сергей Курёхин, видный представитель музыкально-театрального андеграунда. В 1987 году Курёхин создает оркестр под названием «Поп-механика», в который входили музыканты различных направлений (оперные вокалисты, рок-ансамбли, джазовые солисты), артисты, цыганские хоры, художники, иногда группы животных и т. п. Идеологией оркестра стал бунт против условностей, намеренная эклектика, ирония по отношению к штампам. Сам Курёхин заявлял: «Главное — внести больше путаницы». «Поп-механика» выступала во многих странах. В США с Курёхиным выступали такие известные музыканты как Фрэнк Заппа, Джон Зорн, Боб Скэггс, Генри Кайзер. Эпатаж Курёхина не ограничивался музыкой: в частности, широкий резонанс в обществе вызывала в 1991 году его передача под названием «Ленин-гриб», доводившая до абсурда фигуру вождя пролетариата с помощью цепочки логически убедительных (на первый взгляд) аргументов.

Творчество Сергея Шнурова, лидера группы «Ленинград», эпатирующей публику нецензурной лексикой в своих песнях и вызывающим поведением, СМИ называют «классикой матерного рока».<ref name="mat">В. Матизен, О. Егошина, К. Баканов. Культуре — мат // «Новые известия», 23 июня, 2006</ref> Мэр Москвы Юрий Лужков запретил группе выступать на московских площадках.<ref>Антон Помещиков. Шмонают? Шнуруйся! // Газета, 26 декабря, 2003</ref> Сергей Шнуров также устроил провокацию, когда группа появилась полностью обнаженной на сцене во время концерта в Нюрнберге в 2002 году.<ref>Елена Лаптева. Оголенный Шнур //eg.ru, 9 марта, 2002</ref>

В театре

Попытки приобрести быструю популярность в театре с печальным постоянством сопровождаются демонстрацией разнообразных форм «социально-неприемлемых» действий. Иллюстрацией могут служить спектакли Жолдака, например «Ромео и Джульетта» (диалог на унитазах) и пр. в том же роде.

«Королем эпатажа» российская пресса называет театрального режиссера Романа Виктюка.<ref>Дмитрий Гордон. Роман Виктюк: «Когда в прямом эфире ОРТ Пугачева наехала на „Бульвар“, я закричал: „Алла, ты сейчас не на кухне! Молчать! Слушай меня!“» // Газета «Бульвар Гордона», № 43 (79), 2006</ref> В частности, в некоторых его спекталях («Саломея» и др.) женские роли играют мужчины.

В шоу-бизнесе

Творчество Бориса Моисева, включающее в себя элементы гей-культуры, было названо прессой «религией шока и эпатажа».<ref>Простые вопросы Борису Моисееву // Amur.Info, 11 апреля, 2005</ref>

«Богиней эпатажа» российские СМИ называют певицу Жанну Агузарову за непредсказуемое поведение, экстравагантные наряды и её высказывания о своем «марсианском происхождении».<ref>Непристойности Зверева и Агузаровой // dni.ru, 27 августа, 2006</ref>

Вызывающий лесбийский имидж выбрала в начале своей карьеры группа «Тату», впоследствии опровергнув свою причастность к сексуальным меньшинствам. Творчество и имидж группы вызвали множество споров, так как тема гомосексуальности в российском обществе считается табуированной.<ref name="tatu">«Тату» в лесбийских дебрях. Московский комсомолец. № 46, 22 декабря 2000 года</ref> Эпатаж группы не ограничился лесбийским имиджем: в 2003 году группа выступала в телешоу американской телекомпании NBC «Tonight». На майках девушек была написана нецензурная фраза в знак протеста против войны в Ираке.

Во время одной из пресс-конференций в г. Ростов-на-Дону в 2004 году поп-певец Филипп Киркоров на вопрос журналистки «Газеты Дона» Ирины Ароян о количестве ремейков в его творчестве отреагировал с использованием нецензурной лексики, употребив бранную рифму в ответ на слово «звезда», а также отметил, что его раздражает «розовая кофточка, сиськи и микрофон» журналистки. Скандал вызвал широкий резонанс в СМИ и интернете, а также привел к судебному наказанию певца в виде штрафа. Впоследствии певец попросил прощения у журналистки. Инцидент вышел за пределы России и попал на страницы европейских газет.<ref>Про Киркорова и розовую кофточку узнала вся Европа // NewsRu.com, 8 июля, 2004</ref> Скандалы сопровождают артиста и на гастролях. Так, концерт в Крыму в августе 2004 года закончился инцидентом: перед взором публики предстала оголенная задняя часть певца.<ref>Анна Волкова. Киркоров показал Крыму голый зад // Новый регион-Крым, 25 августа, 2004</ref>.

В кинематографе

Фильм «Астенический синдром» (1990) Киры Муратовой стал первым фильмом в отечественном игровом кино, где с экрана открыто прозвучала нецензурная лексика. Несмотря на требования Госкино, режиссёр отказалась исключать момент из финала фильма, когда некая женщина в метро несколько раз обещает совершить со всеми определенные действия, описываемые на тюремном жаргоне как «опустить». По мнению СМИ, этот «художественный жест был чересчур радикален» и в то время «не нашел последователей».<ref name="mat" />

Молодые герои фильма датского кинорежиссёра Ларса фон Триера «Идиоты» (1998), снятого в рамках манифеста «Догма 95», пытаются обнаружить «внутреннего идиота» в себе. Эти поиски проявляются в эпатажном поведении — персонажи картины прилюдно обнажаются, изображают из себя слабоумных, занимаются групповым сексом и т. д. и т. п.

В мире моды

Манекенщица Наоми Кэмпбелл нередко удивляла публику своим нетрадиционным поведением и скандальными выходками. На одном из шоу Жана-Поля Готье, проходившем в Париже, модель вышла на подиум в платье, покрой которого заставил её прикрывать свою грудь руками.<ref>Наоми Кэмпбелл - королева эпатажа</ref>

В политике

Депутат от ЛДПР в 19931995 гг. Вячеслав Марычев появлялся на заседаниях Госдумы в экстравагантных нарядах. Он переодевался священнослужителем, «новым русским», а однажды пришел в фартуке с силиконовой женской грудью.<ref>Больной и парализованный, скончался экс-депутат Госдумы Вячеслав Марычев // Newsru.com</ref>

Российский политик, лидер ЛДПР Владимир Жириновский известен своими шокирующими высказываниями, призывами и поступками. В частности, в прямом эфире передачи «Один на один» телеканала ОРТ в 1995 году он устроил перебранку с Борисом Немцовым и выплеснул ему в лицо стакан сока. В том же году на заседании Госдумы Жириновский схватил за волосы депутата Евгению Тишковскую. В 1997 году при попытке пройти к могиле Неизвестного солдата Жириновский набросился на журналистку Юлию Ольшанскую, вырвал у неё микрофон и затолкал в свою машину, выкрутив ей руки.<ref>Перечень скандалов с участием Владимира Жириновского до 1999 года</ref>

В мире спорта

СМИ отмечают, что нестандартным поведением на корте и вне его отличается российский теннисист Марат Сафин. На вопрос об эпатирующем поведении сам спортсмен ответил, что «в теннисе раскрывается характер. Скрыть свое внутреннее состояние очень сложно». Сафин известен тем, что не скрывает эмоции во время игры и в критические моменты ломает теннисные ракетки. На пресс-конференциях спортсмен не стесняется использовать нецензурную лексику.<ref>Александр Заяц. Первые ракетки // «Белорусская деловая газета», 6 февраля, 2004</ref> Когда Сафин носил длинные волосы, то на игру «сооружал на голове нечто подобное прическе борцов сумо». Во время матча с Николаем Давыденко в мае 2006 года у Сафина «сдали нервы. Марат стал ломать не только ракетки, от него в итоге пострадал даже рекламный щит».

Эпатаж как инструмент PR

Эпатаж может использоваться в рекламных и PR-кампаниях по продвижению товаров и услуг. По мнению бизнес-тренера Ии Имшинецкой, потребитель устал от рекламы и становится всё более равнодушным к традиционным рекламным средствам. Имшинецкая утверждает, что в ответ на это «индустрия рекламы делает ставку на более сильные раздражители», в числе которых — целенаправленный эпатаж.<ref>Ия Имшинецкая. Стыд и страх, или эпатажный промоушн // Альманах «Лаборатория рекламы, маркетинга и PR», № 5, 2006</ref>


Эпатажные субкультуры

Некоторые, преимущественно молодёжные, субкультуры в своей основе содержат вызов, протест против социальных или нравственных норм. Например, субкультура панков уделяет внимание внешнему виду, радикально нарушающему общепринятые нормы и традиции в прическах («ирокезы») и одежде (цепи, булавки).

Субкультура хиппи, возникшая в 1960-х годах в США, также провозглашала протест против общепринятой морали, пропагандируя свободную любовь и пацифизм. Хиппи открыто употребляли наркотики (марихуану, гашиш, ЛСД).

Готы предпочитают эстетику смерти, вампиров, готических романов. Их одежда — в основном черного цвета или темных тонов. Также готы носят нередко шокирующие окружающих контактные линзы, стилизованные под глаза животных или с имитацией бесцветной радужной оболочки.

Критика

Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе в своей книге «Русские цветы зла» пишет:

«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „черным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».

Писатель, публицист и журналист Линор Горалик, говоря о поиске новых форм в искусстве, отмечает:<ref>Линор Горалик. Умок кирки и крик кому?</ref>

«Футуристы четко назвали одну из главных целей своего творчества — дать „пощечину общественному вкусу“. Эпатаж был и остается великим магнитом для многих творителей. Провоцировать толпу на острые негативные эмоции зачастую так же сладко, как добиваться от нее эмоций позитивных, а иногда и слаще, ибо быть гонимым за искусство — вкусно, вкусно, вкусно. Естественно, эпатировать формой легче, чем эпатировать содержанием. […] Но главное, — создание альтернативных форм, использование нетривиальных приемов часто дают возможность спрятать отсутствие содержания. Возникает произведение, имеющие все признаки новаторства, кроме одного и главного — новаторства контента, идеи, несомой к воспринимателю. И, поскольку форме легко подражать, при некоторой способности творителя к PR возникает кружок, направление, школа. Эпататор превращается в лидера, эпатируемый — в эпататора».

В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения значительных санкций против рекламодателей, допустивших размещение такого рода рекламы.

Интересные факты

Источники

Шаблон:Reflist

См. также

Ссылки

Литература

  • Сальвадор Дали. Дневник одного гения. М., Искусство, 1991. ISBN 5-210-02295-1

Шаблон:Stub