03.com.ua- свободная медицинская энциклопедия. Каждый зарегистрированый участник может редактировать статьи

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Материал из 03.com.ua.
Версия от 11:43, 23 ноября 2007; Root (обсуждение | вклад) (1 версий)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Шаблон:Rq Шаблон:Болезнь

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (Шаблон:Lang-en, сокр. СДВГ) — психическое расстройство, начинающееся в детском возрасте, которое проявляется такими симптомами, как гиперактивность, забывчивость, плохо управляемая импульсивность и отвлекаемость.<ref>Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD).Шаблон:Ref-en Данные с сайта Behavenet.com. Информация собрана 11 декабря 2006 года.</ref> С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. По данным для населения Соединенных Штатов, это расстройство присутствует у 3-5 % людей, включая как детское, так и взрослое население.<ref>ADD/ADHD Health Center.Шаблон:Ref-en Информация с сайта WebMD.com. Данные собраны 11 декабря 2006 года.</ref>

Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 года) критериям диагностики, СДВГ можно диагностировать начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребенка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе).Шаблон:Нет источника

Шаблон:MetaPicstub

Распространённость

СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; школьники; население в целом). От этих же факторов зависят и оценки распространенности СДВГ (от 1-2 % до 25-30 %). По некоторым данным, распространенность синдрома среди младших школьников составляет порядка 10-15 %, у мальчиков он встречался в 2,8-3 раза чаще, чем у девочек.

Определение и критерии диагностирования

Импульсивность

Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически, эти дети часто характеризуются, как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате не редки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем здоровые дети.

Одна из трудностей в диагностировании СДВГ — то, что он часто сопровождается другими проблемами. Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта.

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV

A. Для постановки диагноза необходимо наличие

    1. шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам
      • НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
      1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
      2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
      3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
      4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
      5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
      6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
      7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
      8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
      9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
    2. шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам
      • ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
      1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
      2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
      3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
      4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
      5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
      6. Часто бывает болтливым.
      • ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
      1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
      2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
      3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

B. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.

C. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).

D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

Дифференциальная диагностика СДВГ

СДВГ у взрослых

В 30-70 % случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст.

Методы лечения СДВГ

В настоящий момент есть несколько подходов к методам лечения СДВГ


Первый подход, распространенный за рубежом — это корковые стимуляторы (ноотропы), вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые улучшают обмен веществ мозга.

Второй подход — нейропсихологический. Когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трех этажах мыслительной деятельности. Это трудоемкая многомесячная работа. Ребенок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются.

Третий подход — синдромальный. Представим, что зрелый личностно ребенок хочет вести себя в соответствии с нормами, хочет учиться, воспринимать знания. Его родители хорошо воспитали. Он должен сидеть спокойно на уроке. Должен быть внимательным и слушать, контролировать себя. Три трудные задачи одновременно. Ни один взрослый человек три работы, трудные для него, не в состоянии выполнить. Поэтому синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание.

Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребенок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.


Но ни одно лекарство не учит, как себя вести, поэтому добавляются еще два направления:


  • Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.
  • Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).

Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

Лекарства

При лечении СДВГ часто применяются лекарства. Наиболее известные из них — это психостимуляторы, такие как метилфенидат (риталин, концерта), декстроамфетамин с амфетамином (аддерал) и декстроамфетамин (декседрин). Один из недостатков этих лекарств — то, что необходимо принимать их несколько раз в день (каждая доза действует около 4 часов). Сейчас появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином продолжительного действия (до 12 часов).

Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов.

Результаты настоящего исследования показывают, что проведенное детям с СДВГ лечение препаратами ноотропного ряда в большинстве случаев сопровождалось положительным эффектом, проявлявшимся в улучшении характеристик поведения, а также показателей моторики, внимания и памяти. Положительное действие препаратов ноотропного ряда подтверждено у 50-60 % детей с СДВГ.

<ref>http://www.consilium-medicum.com/media/psycho/00_02/59.shtml</ref>


Психостимуляторы


Пемолин

Метилфенидат

Декстроамфетамин


Антидепрессанты



Венлафаксин

Нортриптилин

Атомоксетин

Причины СДВГ

Причины возникновения органических нарушений

  • Общее ухудшение экологической ситуации.
  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период.
  • Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, травмы, ушибы в области живота.
  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
  • Угрозы выкидыша.
  • Хронические заболевания матери.
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
  • Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.
  • Позвоночник младенца может быть травмирован, когда его приучают сидеть до того, как он сам начинает садиться, когда ребенок еще мало ползал, и мышцы спины еще не окрепли. Также к этим травмам приводит ношение в «рюкзачке».
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.(Ясюкова Л. А.,2003 г.)

<ref>http://centercep.ru/content/view/151/39/</ref>

Генетические факторы

СДВГ в России

Биологические отклонения при СДВГ

Какие же нарушения в мозге вызывают синдром гиперактивности?

Допамин

Серотонин

Дар или проклятие

Вместе с тем, СДВГ нередко сочетается с одаренностью.Шаблон:Fact В некоторых странах существует термин «двойная исключительность» , обозначающий сочетание одаренности и особых проблем — в частности, таких, как СДВГ и специфические учебные трудности (например, дислексия и дисграфия).Шаблон:Fact В этих случаях ребенку также необходима разносторонняя помощь.Шаблон:Fact

Другие часто сопутствующие расстройства

Источники информации

<references/>

Ссылки

Шаблон:MetaPicstub

cs:ADHD da:ADHD de:Aufmerksamkeitsdefizit-/Hyperaktivitätsstörung en:Attention-deficit hyperactivity disorder es:Trastorno por déficit de atención con hiperactividad fi:Tarkkaavaisuus- ja ylivilkkaushäiriö fr:Trouble déficitaire de l'attention he:הפרעת קשב ריכוז והיפראקטיביות hr:Poremećaj hiperaktivnosti i deficita pažnje hu:Figyelemhiányos hiperaktivitás-zavar is:Athyglisbrestur it:Sindrome da deficit di attenzione e iperattività ja:注意欠陥・多動性障害 ko:주의력결핍 과다행동장애 nl:ADHD nn:ADHD no:Attention Deficit Hyperactivity Disorder pl:ADHD pt:Transtorno do déficit de atenção com hiperatividade sv:ADHD tr:DEHB zh:注意力不足過動症