03.com.ua- свободная медицинская энциклопедия. Каждый зарегистрированый участник может редактировать статьи

Битники

Материал из 03.com.ua.
Версия от 19:31, 28 октября 2007; Root (обсуждение | вклад) (1 версий)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Би́тники (Шаблон:Lang-en, от beat generation и суффикса -nik) — представители анархического движения «разбитого поколения» западной молодёжи 50-х60-х годов XX века, отвергающего традиционную мораль и общепринятые социальные ценности (преимущественно в США и Великобритании). Порывая с общепринятым, традиционным буржуазным образом жизни, радикализм битников зачастую проявлялся в нарушении элементарных норм человеческого общежития.

К битникам относят писателей Уильяма С. Берроуза, Джека Керуака, Кена Кизи, Александра Трокки, поэтов Аллена Гинзберга, Грегори Корсо, Кеннета Рексрота, Гэри Снайдера, Лоуренса Ферлингетти.

Шаблон:Викифицировать Шаблон:Стиль

Каждое поколение считает себя умнее предыдущего. Каждое поколение создает свою проблему отцов и детей, но каждый раз она звучит по-разному. Каждое поколение стремится к самоидентификации, старается придумать термин, определяющий свое поколение. В ХХ веке вслед за летящим вперед прогрессом летели и поколения. Битники среди них занимали особое место. Если предложить перечислить ассоциации, связанные со словом «битник», то, скорее всего, будет назван следующий ряд: 50-е — Америка — протест — гомосексуализмнаркомания. Отчасти это справедливо, как вообще справедливо всякое «отчасти», поскольку явление глобального масштаба принципиально не укладывается в некие строгие рамки и определению не поддается, хотя крайне легко пародируется, как и все оригинальное и самобытное. Битник — это небритый мужик в кедах или сандалиях с рюкзаком за плечами и тамтамом, размахивающий джазовыми пластинками и с «Воплем» Аллена Гинзберга под мышкой. Сам себя он называет «естественным человеком» и в качестве такового отстаивает право на нетрадиционный секс, алкоголь и наркотики. Не случайно Джон Чиарди в своей знаменитой статье: «Эпитафия разбитым», объясняя столь массовый успех битников, писал, что «у молодёжи есть все основания для того, чтобы бунтовать против нашего американского самодовольства. Каждый день вставать в половине седьмого, в восемь отмечаться у табельщика, в пять возвращаться домой, и смотреть купленный в рассрочку телевизор,- такой образ жизни вряд ли может прельстить молодого человека». И они бунтовали. Позже это назовут большой революцией рюкзаков. А выглядело это так.

«Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщему требованию потребления продукции, по которому люди должны работать ради привилегии потреблять все это барахло, которое им на самом деле вовсе ни к чему… Передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев путешествуют с рюкзаками за спиной, взбираются в горы, пишут стихи, которые приходят им в голову, потому что они добры и, совершая странные поступки, они поддерживают ощущение вечной свободы у каждого, у всех живых существ…» — Джек Керуак.

Битничество возникло на почве, взрыхленной Второй мировой войной. Именно эта война создала разбитое потерянное поколение людей. Молодые люди, чье время формирования личности пришлось на военные годы, — серьезной переоценки ценностей и серьезных изменений в обществе. Конечно, следует заметить, что Америка никогда не переживала периоды таких кровопролитных войн как Европа, не было ни миллионов погибших, ни сгоревших городов. Вторая Мировая Война территориально не затронула США, поэтому у молодых американцев была возможность взглянуть на эту войну со стороны. И делать то, что не мог себе позволить ни один из европейцев — насмехаться над ней. Относится к ней как элементу интерьера. Волна переоценки ценностей затронула и кинематограф. Люди больше не хотели видеть искусственные картины, где действие было оторвано от настоящей жизни. Зритель хотел увидеть в зеркале кинематографа самого себя. И кинокритики решили не критиковать фильмы, а снять идеальное, по их мнению, кино. Их звали Годар, Трюффо и Шаброль. И они сняли. Первым фильмом новой волны был фильм Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» (1959). Потерянность поколения лучше всего отражает Франсуа Трюффо, «400 ударов». Антуан Дуанель (герой) является собирательным образом всех детей того времени. Примерно в то же время появляется возможность передавать музыку на всю страну, и возникает потребность в музыке, которая нравилась бы всей стране. Зарождалось телевидение… Зарождалась Рок-культура. Аллен Гинзберг вспоминает, как он впервые услышал словечко «бит»: его где-то подхватил в 1948 году Джек Керуак. И означало оно "битый, изможденный, на дне мира… Битники идеализировали спонтанность; Дзэн; марихуану, пейот, джин и кофе; дикие путешествия на машинах; жизнь низов; безжалостную честность в превращении частных чувств в общественное искусство; и детский восторг перед мохнатыми словесными шутками. Изначально Бит зарождался как литературное движение. Бит появился, когда встретились Берроуз (1914—1997) Гинзберг (1926—1997) и Керуак (ум. 1969). Это произошло в 1944-45 году. В 40-х годах они экспериментировали с понятиями "дружба", "свобода". На рубеже 50-х годов их идеям не хватает места, и они решают подарить их миру. Благо цензура отступает в 50-55 годах ХХ века. А в 1955—1962 годах их идеи и идеалы достигают своих читателей и последователей.

«Буддизм, практика медитации, психоделики, открытые формы стиха… Это был поиск чего-то более открытого, это исследование его границ. Керуак „горел“ искусством и попивал. Берроуз экспериментировал с морфием и вскоре, к несчастью, втянулся. Мы все немного покуривали марихуану, года с 45-го» — вспоминает Гинзберг.

Как у всякого литературного движения у битников были свои апостолы. Обычно называют пять имен: Берроуз, Гинзберг, Керуак и Орловски, Ферлингетти. Первые трое известны как писатели и поэты. Орловски — скорее, теоретик этого движения, а Ферлингетти, скорее, как издатель, хотя тоже писал. В 1953 году Лоуренс Ферлингетти, начинающий поэт, начинает издавать журнал «Огни Большого Города». Где печатает идеи и прозу, поэзию битников. Через два года он открывает магазин под тем же названием на центральной улице Сан-Франциско. Там он продает книги и журналы битников. Самые знаменитые книги, продаваемые в магазине — это «На дороге» Керуака (1957) и «Вопль» Гинзберга (1955) — своеобразный манифест всех битников. Вскоре он был запрещен к продаже. Они жили быстро и писали быстро. Керуак написал свой роман «На дороге» за три недели на бесконечном рулоне бумаги и так и хотел его издать. Керуак призывал писать без знаков препинания, только с пробелами для дыханья. Большинство проз Керуака невозможно читать: в переводе не лучше, чем сочинение школьника, а в оригинале — не многим лучше.

«Я люблю сумасшедших, таких, которые бешено хотят жить, бешено хотят говорить, бешено хотят спастись, которые хотят иметь все сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят пошлостей, а всегда горят, горят, горят», — говорит герой Керуака.

Многое написано под действием наркотиков, и это невозможно читать, не пребывая под их действием. В его произведениях, как и в произведениях других битников, главное не стиль, а содержание. Впечатления выливаются на читателя необработанными кусками, не думая сделать их удобоваримыми для читателя. Движение битников прошло следующие этапы: появление (40-е годы), развитие (рубеж 40-50-х), становление (конец 50-х), расцвет (рубеж 50-60-х), пост-существование (60-е). Фактически с 60-х наступила новая культура, пришло новое поколение. Поколение детей-цветов. Медленно, но упорно наша страна идет к той самой Американской мечте. Все больше молодых людей тянутся к книгам Керуака и Гинзберга. Джонни Депп покупает плащ Керуака за 15 000 долларов… Все чаще встречаются молодые люди с мрачноватым выражением лица, что строчат в блокноте на пружинке, сидя в кофейне. Бертолуччи снимает скандальный фильм, о тех временах, и тем еще больше подхлестнул интерес к биту. Дорога по-прежнему манит молодых людей. Бит возвращается?.. Вполне возможно…



Шаблон:Stub

en:beatnik de:Beatnik da:Beatnik fi:Beatnik it:Beatnik sv:Beatnik