03.com.ua- свободная медицинская энциклопедия. Каждый зарегистрированый участник может редактировать статьи
Запах
За́пах — это специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих веществ (ЛАВ), обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния (см. хеморецепция), расположенными в носовой полости человека и животных.
Насекомые также ощущают запахи, но механизм хеморецепции у них несколько иной.
Содержание
Специфика восприятия запахов человеком
Общие сведения
Запах для большинства людей — относительно слабо дифференцированное, интегральное ощущение, т. к. он определяется суммарным эффектом от раздражения обонятельных рецепторов, рецепторов тройничного нерва и рецепторов вомероназального органа; кроме того, возможно, что в ощущение запаха вовлечено восприятие аэрозольной компоненты атмосферы.
Психофизиологические процессы, влияющие на восприятие
Можно выделить несколько ведущих звеньев и факторов, участвующих процессе восприятия запаха:
- Рецепторный уровень
- Качество носового дыхания
- Гормональный фон
- Специфические аносмии
- Возрастные особенности
- Проводимость нервных пучков
- Лимбическая система
- Психический уровень
- Уровень возбуждения нервной системы
- Индивидуальный опыт
Особенности психологии восприятия запаха
Шаблон:Main Сильное влияние на ощущение запаха оказывает психофизиологическое состояние человека. В определённых условиях наблюдается извращённое восприятие запахов, когда определённые, привычные вещества вдруг становятся резко неприятными.
Методы измерения силы запаха
Исследованием восприятия запахов занимается ольфактометрия.
Оценка силы запаха важна в экологии, в объективной оценке качества пищевых продуктов, в парфюмерии, в клинических исследованиях при различных видах патологии.
Устройства для воспроизведения запахов
В ХХ веке после широкого распространения устройств для воспроизведения звука (патефон, магнитофон) и изображения (фотография, кино, видеокамера) всё чаще изобретатели обращаются к разработке устройств для воспроизведения запахов.
Одной из наиболее известных попыток была разработка такой системы американо-израильской фирмы DidgiScent (2002 г). К сожалению, эта фирма не выполнила ряд обязательств своевременно и лопнула.
Литература
- Н. Зыховская. Ольфакторная агрессия в художественном тексте // Речевая агрессия в современной культуре. Сб. науч. тр. Челябинск, 2005, с. 196-203
См. также
- Обоняние
- Аромат
- Ароматерапия
- Парфюмерия
- Вонь
- Дезодорант
- Феромон
- Аттрактант
- Аносмия (потеря обоняния)
- Одорология
da:Lugt de:Geruch en:Odor es:Olor fr:Odeur he:ריח id:Bau it:Odore ja:悪臭 nl:Geur pl:Zapach pt:Odor sr:Мирис tr:Koku uk:Запах zh:氣味