03.com.ua- свободная медицинская энциклопедия. Каждый зарегистрированый участник может редактировать статьи

Социальный дизайн

Материал из 03.com.ua.
Версия от 19:33, 28 октября 2007; Root (обсуждение | вклад) (1 версий)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Шаблон:Тупиковая статья

Шаблон:Rq

Социальный Дизайн - это российский оригинальный метод создания и преобразования организаций и социальных институтов трех видов:

  • организации с социо-культурной функцией (это организации, деятельность которых направлена на получение прибыли);
  • организации с социо-экономической функцией (это организации, деятельность которых направлена на воспроизводство социальной жизни);
  • организации с социо-регулятивной функцией (это организации, деятельность которых направлена на регулирование социальной жизни).

Понять основные законы существования и развития социальной организации – любой относительно устойчивой во времени группы людей, которые пытаются достичь разделяемых членами данной группы и индивидуальных целей, можно обратившись к гениальной триаде русско-американского социолога П.А.Сорокина:

  • личность;
  • общество;
  • культура.

Но поскольку объектом социального дизайна является не общество в целом, а отдельная организация, необходимо преобразовать три понятия из триады великого социолога: «организация», а не «общество»; «организационная культура», а не «национальная культура»; «человек», а не только высшее проявление человеческой сущности - «личность».

  1. «Человек». Чтобы успешно осуществлять преобразование или создание организаций, необходимо выяснить смысл следующих понятий:
    • Социальные отношения (инструментальные отношения, цель которых лежит за пределами этих отношений; автотелические отношения, имеющие цель в самих себе);
    • Локальная Социальная Диспозиция (ЛСД), то есть окружение человека;
    • Социальное действие (единичное осознанное человеком действие, актуальное в данной конкретной ситуации);
    • Гексаграмма Социального Дизайна (Гексаграмма СД), в которой: а) действие предполагает «агента действия» - действующего (или «актора», как говорят социологи); b) всякое действие (акт) должно иметь цель, иначе оно будет поведением, а не действием, цель может быть представлена в голове актора в виде Модели Идеальной Ситуации (МИС); с) действие всегда предпринимается в некоторой ситуации, направление развития которой не совпадает с целью действующего, что собственно и делает действие необходимым, конкретная ситуация отражается в сознании человека в виде Модели Реальной Ситуации (МРС).
  2. «Организационная культура». У организационной культуры есть три основных источника:
    • Этническая или общенациональная культура, которая оказывает часто мощное влияние на организационную культуру в основном через ценности;
    • Профессия, которую осваивает человек, оказывает воздействие на его представления о нормах и стандартах деятельности, естественно влияя на культуру той организации, в которой работает данный человек.
    • Организация, в которой работает человек, вносит свой вклад в зарождение и развитие своей культуры в основном через практику, которую она осуществляет. Именно практика порождает символы, ритуалы и своих героев, которые являются составной частью организационной культуры.

Организационной культурой можно управлять в определенных пределах, соблюдая три правила: уважать ценности, которые человек впитал вместе «с молоком матери»; предоставлять человеку возможность осваивать современные профессии в соответствии с современными технологиями; обеспечивать современную рефлексивную практику непосредственно на рабочем месте.

  1. «Организация». Создание архитектуры организации представляет собой деятельность, которая распадается на два этапа:
    • Анализ деятельности, для которой создается организация (анализ деятельности представляет собой в самом общем виде ответ на вопрос о целевой функции организации: миссии и стратегических целях организации; основных подцелях организации и ключевых задачах и т.п.);
    • Синтез архитектуры организации, которая должна обеспечить эту деятельность.

По аналогии с названием метода "Социальный Дизайн", социальный дизайнер – это специалист, который способен развивать и создавать заново организации, независимо от того, кем он фактически является: хозяином бизнеса, топ-менеджером или консультантом.

Метод Социальный Дизайн разработан в 1995 году ст.н.с. социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Долгоруковым А.М. В настоящее время этот метод активно развивается автором и его последователями.

Источники, которые легли в основу метода Социальный Дизайн:

  1. Идеи и методология Школы дизайна, основыме представители:Ф. Селзник, А. Чандлер, К. Эндрюс. Основной труд: Business Policy: Text and Cases, 1965
  2. Идеи Чикагской школы американсокй социологии, основныме представители: У. Томас, Ф. Знанецкий, Ч. Кули
  3. Идеи Минцберга Г. (см. Минцберг Г. Структура в кулаке), Сорокина П.А. (см. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика), Парсонса Т. (см. Парсонс Т. О структуре социального действия.
  4. Долгоруков А.М. Социальный дизайн как метод исследования, проектирования и развития организаций, 2007

Шаблон:Викифицировать Шаблон:Заготовка