03.com.ua- свободная медицинская энциклопедия. Каждый зарегистрированый участник может редактировать статьи

Суперпрезидентская республика

Материал из 03.com.ua.
Версия от 19:28, 28 октября 2007; Root (обсуждение | вклад) (1 версий)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская, Шаблон:Lang-en или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.

Особенности

Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет одновременно и правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»<ref>Орлов А. Г. Президентские республики в Латинской Америке. — М.: Ибероамериканский центр МГИМО, 1995. — С. 10.</ref>: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.


Виды суперпрезидентской республики

В. Е. Чиркин в монографии «Конституционное право зарубежных стран» (1997) выделяет<ref>Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Юристъ, 1997. — С. 145—146.</ref> три вида суперпрезидентских республик:

  1. президентско-монократическая республика — форма государственного устройства, при которой президенты возглавляют единственную разрешённую партию, являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии (Гана при Кваме Нкруме, Гвинея при Секу Туре, Заир при Мобуту и др.);
  2. президентско-милитарная республика — форма государственного устройства, устанавливающаяся в результате военного переворота с провозглашением его руководителя главой страны;
  3. президентская республика в странах с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, — дополняя В. Е. Чиркина, казанский политолог О. И. Зазнаев предлагает называть этот вид президентско-партократической республикой<ref>Зазнаев О. И. Классификации президентской, парламентской и полупрезидентской систем. // Динамика политических систем и международных отношений. Вып 1. / Науч. ред. М. X. Фарукшин. — Казань: Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина, 2006. — С. 186—210.</ref>.

Страны с суперпрезидентским режимом

О суперпрезидентской республике принято говорить применительно к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства. Так, суперпрезидентской страной называет Казахстан сопредседатель оппозиционной партии «Ак жол» Алтынбек Сарсенбаев<ref>Ратиани Н. «У нас суперпрезидентская страна». — Известия (Москва), 24.06.2004.</ref>. Представление о современной России как о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша<ref>M. Stephen Fish. Democracy From Scratch: Opposition and Regime in the New Russian Revolution. — Princeton: Princeton University Press, 1995.</ref>; по мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им», и именно это «подорвало легитимность постсоветского режима и, возможно, даже самой демократии; остановило развитие негосударственных политических организаций; воспрепятствовало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства»<ref>M. S. Fish. When More Is Less: Superexecutive Power and Political Underdevelopment in Russia. // Russia in the New Century: Stability or Disorder? / V. E. Bonnell, G. W. Breslauer (eds). — Boulder, Colo.; Oxford, UK: Westview Press, 2001. — Р. 15—34.</ref>. О суперпрезидентском характере режима, установившегося в России в 1993 г., пишет также политолог Лилия Шевцова<ref>L.F. Shevtsova. The Problem of Executive Power in Russia. // Journal of Democracy — Volume 11, Number 1, January 2000. — Pp. 32-39. См. резюме Шаблон:Ref-en</ref>.


Источники

<references />

Шаблон:Нет интервики Шаблон:Stub