03.com.ua- свободная медицинская энциклопедия. Каждый зарегистрированый участник может редактировать статьи

Человек

Материал из 03.com.ua
Перейти к: навигация, поиск
  | {{другие значения/{{{тип}}}|Человек (значения)}}
  | У этого термина существуют и другие значения, см. Человек (значения).   
}}
Шаблон:TOCleft

Челове́к в узком смысле — представитель вида Человек разумный или рода Homo, в широком смысле — существо, обладающее волей, разумом и высшими чувствами.

Челове́к — примат трудящийся ( Марксизм).

Челове́к - примат с книжным способом обучения (Шагин А.А.).

Челове́к - существо рожденное женщиной. (Рекурсивное определение человека).

Содержание

История понятия

<ref> Энциклопедия социологииЧеловек</ref>В философии и культуре идея личности оформляется постепенно. В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого определён законами судьбы, а сущность — неким божеством.

В восточной традиции человек является кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары, а духовные практики предполагают упражнения для души и тела в целом.

В западной философии (Платон) человек представляется как дуальное существо, тело которого имеет природную (материальную) сущность, а душа — идеальную сущность. Аристотель же, напротив, рассматривал душу как энтелехию тела, ориентировав человека на достижение счастья в конкретном эмпирическом опыте.

Средневековая философия провозглашает человека «образом и подобием Бога», личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность управлять собственной судьбой. Собственная душа становится тайной и загадкой для самого человека, в сочетании с понятием греховности такое определение заостряет дуализм души и тела.

Философия возрождения признаёт самодостаточную ценность человека, в творческих возможностях уподобленного Богу, но актуализированного без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма.

В философии и культуре Нового времени акцентируется индивидуальность и самосознание человека «я мыслю, следовательно, я существую» (Декарт). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.

В неклассической философии второй половины 19-20 веков можно выделить такие основные подходы, как

Отличительные свойства человека

С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ, несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, поскольку животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) разум, совесть, сознание, эстетические чувства, религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум) и т. д.

Некоторые мировоззренческие системы утверждают наличие в человеке двух независимых начал: животного (биологического) и духовного (небиологического).

«…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру»<ref>Схимонах Иларион. На горах Кавказа.</ref>

Напротив, с точки зрения теории эволюции, поведение человека, как и других животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Учёные-эволюционисты объясняет такие отличия способностью людей к абстрактному мышлению и речи благодаря высокоразвитому мозгу.

Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек — животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице. <ref>Этологи указывают на соотношение между вооружением вида и т. н. «естественной моральностью». Впервые эту связь выявил Конрад Лоренц. См. также, например:

</ref>

С подобных позиций некоторые этологи-дарвинисты пытаются связать религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и т. п., пытаясь свести религиозность у людей к атавизму <ref>Представление о Боге связывается с понятием сверхдоминанта.

К тому же для большинства людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами. Этологи объясняют это действием механизма этологической изоляции близких видов. <ref>В. Р. Дольник. Непослушное дитя биосферы [1]</ref> На сегодняшний день можно заметить, что отличия человека от животных не так категоричны.

Список альтернативных названий видов человека разумного

В дополнение к общепринятой научной классификации человека разумного были предложены другие (также имеющие латинское происхождение) альтернативные названия видов человека разумного, которые скорее можно назвать культурологическими видами, например «Человек строитель» — человек, способный создавать инструменты и изменять окружающую среду, «Человек экономический» — человек, как рациональный субъект, «Новый человек», «Человек смеющийся» — как умеющее смеяться животное.

Человечность

Человечность — способность сострадать другим людям, проявлять по отношению к ним доброту и поступать по велению разума. Понятие человечности перекликается с понятием гуманизма.

Согласно данным представлениям, жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, не человеком, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его похожесть на животных (такое предвзятое отношение к животным, вообще говоря, является проявлением видизма).

Человек в фантастике

Cтругацкие — «Малыш»
Идеал земного человека строился в течение тысячелетий на опыте предков, на опыте самых различных форм живого нашей планеты. Идеал человека галактического, по-видимому, следует строить на опыте галактических форм жизни, на опыте историй разных разумов галактики.

Примечания

<references />

См. также

В Википедии есть портал
«Человек»

en:Human nature fi:Ihmisluonto fr:Humanité gl:Humanidade io:Homaro pt:Humanidade sr:Људска природа zh:人性 zh-classical:性

Источник — «http://03.com.ua/index.php?title=Человек&oldid=16298»